Беззеркалка Olympus OM-D EM-5 Mark II. Личные впечатления и опыт использования.

Olympus OM-D EM-5 Mark IIПривет. Я давно обещал рассказать, что сподвигло меня поменять профессиональную полнокадровую зеркалку Nikon D800 (БЧФ, Большой Черный Фотоаппарат, как говорят) с набором оптики и аксессуаров на маленькую беззеркалку от компании Олимпус. Постараюсь обойтись без множества скучных цифр и характеристик — этого добра полно в интернете. Но базовые и значимые параметры все же следует упомянуть.

Итак, было:
Nikon D800 — полнокадровая зеркалка с разрешением 36Мп. На момент выхода была самой многомегапиксельной камерой в сегменте 35мм
Nikon D800 body

Nikon 85mm f/1.8D AF Nikkor — прекрасный портретник
Nikkor AF 85/1.8D

Nikon 50mm f/1.4D AF Nikkor — классический отличный полтинник
Nikkor AF 50/1.4D

Nikon 24mm f/2.8D AF Nikkor — отличный ширик за свои деньги
Nikon AF 24/2.8D

Sigma AF 15mm f/2.8 EX DG DIAGONAL FISHEYE Nikon F — отличный фишай (рыбий глаз). Использовал для съемки панорам.
Sigma 15/2.8 fisheye

Стало:
Olympus OM-D EM-5 Mark II — беззеркальная цифровая камера с кроп-фактором 2 и матрицей в 16Мп.

Olympus OM-D EM-5 Mark II

Olympus OM-D EM-5 Mark II

Olympus ED 12-40mm f/2.8 Pro M.Zuiko Digital — зум-объектив с ЭФР (эквивалентное фокусное расстояние для 35мм) 24-80мм (просто берем и умножаем фокусные расстояния 12-40 на кроп-фактор 2)
Olympus-M.ZUIKO-DIGITAL-ED-12-40mm-f2.8-PRO-lens

Sigma AF 60mm f/2.8 DN Art (micro 4/3) — офигенный портретник с ЭФР 120мм
Sigma 60/2.8 Art

Samyang 7.5mm f/3.5 UMC Fish-eye (micro 4/3) — фишай для съемки панорам. ЭФР 15мм
Samyang 7.5/3.5 fisheye

Теперь рассмотрим все это подробнее.
Первая и основная причина смены системы — размеры и вес.
Nikon D800 с батарейкой и картой памяти весит 1 кг. (возьмите пачку соли и помахайте ей часов 5-6-8). Это без батарейного блока, вспышки и других аксессуаров. И без оптики. Но камера без оптики снимает так себе, поэтому прибавляем вес объектива. А какого? Я люблю снимать разноплановые фотографии, поэтому мне был нужен и портретный 85мм, и где-то полтос, а где-то и ширик 24мм. В итоге приходилось таскать практически на любую съемку рюкзак со всем этим добром, плюс вспышками, кабелями, зарядками и т.д. и т.п.


Все это помимо приличного суммарного веса довольно объемно и неудобно — постоянные заботы где оставить, куда положить и т.д.
При съемке в студии — все это не имеет значения. Но я нечасто снимаю в студии.

Теперь с этой же точки зрения рассмотрим беззеркалки в целом и мой Олимпус в частности. Сама по себе камера весит 417гр. В 2.5 раза меньше. И т.к. матрица меньше — оптика так же меньше и легче. Самый тяжелый из всего парка оптики — Olympus 12-40/2.8 382гр. Почти как сама камера. НО!
8618_73657-500x0Это профессиональный светосильный зум в металлическом корпусе, к тому же очень неплохо снимащий макро! По большому счету, на почти любую съемку достаточно взять только его! При этом весь комплект весит 800гр. и умещается в маленькую наплечную сумку! Ближайший аналог — профессиональный зум Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM, который только сам по себе весит 800гр, приличным размером, а про цену я вообще молчу.
Вы можете сказать — ну так еще бы! Одно дело полнокадровая зеркалка с профессиональной оптикой, другое дело — маленькая беззеркалка. Что она может?

И тут мы переходим ко второму пункту — качество изображений. И здесь решающее значение имеет то, для чего вам нужны снимки. Что вы снимаете. Если вы профессионально снимаете рекламу для печати баннеров от 3х6 метров и соответствующими бюджетами — это одна ситуация (привет, что вы делаете в этой статье? :)
Снимаете спорт в экстремальных условиях? Другую репортажку? — другая ситуация.
А если вам нужна универсальная камера, которой можно поснимать и свадьбу, и детский утренник, да еще и видео иногда, при этом печатать больше формата А3 вы не планируете никогда, а в основном вообще выкладываете фотографии только в интернет в социальные сети — это совсем другое дело.
Как вы понимаете, мне актуален последний вариант.
До Nikon D800 у меня была предыдущая модель — Nikon D700, который имел на борту «всего» 12Мп, которых мне вполне хватало для всего — и свадьбы, и выпускные, и репортажку. У Олимпуса 16Мп. Так что в плане размеров изображений вопросов нет. Здесь, кстати, следует упомянуть, что Олимпус умеет снимать статические сцены в 40Мп режиме. И это действительно удивляет! За подробностями — на ютуб и в гугл, там суть этой магии показана со всех точек зрения. Вот краткий ролик, показывающий суть:

Что кроме размера изображений обычно интересует? Резкость и детализация. Ведь есть камеры по 20Мп, при этом стоимостью в 2000р :) С этим все в порядке. А с детализацией в 40Мп все просто расчудесно!

Дальше — съемка в темноте на высоких ISO. Здесь чуда не произошло — выше 3200 ISO лучше не поднимать. Тут размер матрицы все еще имеет значение. Однако, я знал об этом заранее. В моем случае, очень редко приходится снимать в ситуациях, когда недостаточно 3200 ISO.

Динамический диапазон. На всякий случай, напомню простыми словами — это разница между самой светлой и самой темной частью изображения, в которых еще есть детали. Или так — насколько контрастную по освещенности сцену может запечатлеть камера. Здесь также Nikon держит самую высокую планку. НО! Зачем это обычно нужно? Ведь ни монитор, ни тем более бумага просто неспособны отобразить тот диапазон яркостей, который захватывает ЛЮБАЯ современная камера. Поэтому, как правило, эта информация используется для «вытаскивания» информации из теней и пересвеченных областей на этапе постобработки, особенно когда при съемке вы ошиблись с экспозицией. А почему бывают ошибки? Потому что в полностью ручном режиме снимают довольно редко (кроме студии), а камеры в авто- и полу-автоматических режимах все еще не совершенны. Да и в ручном режиме приходится делать несколько кадров, чтобы «попасть» в нужную экспозицию.
eviИ вот здесь беззеркалки проявляют себя во всей красе! Дело в том, что они «видят» матрицей. Т.е. на экране и в электронном видоискателе (ЭВИ) вы видите именно ту картинку, какая получится после нажатия кнопки спуска затвора (ну кроме некоторых специфических случаев). И это просто ОЧЕНЬ удобно! Я почти всегда теперь снимаю в ручном режиме (кроме активной репортажки) именно потому, что просто сразу вижу итоговую картинку.

И мы переходим к следующей части — функциональные возможности. Вот здесь зеркалки сдают позиции — прогресс не стоит на месте.
Краткий экскурс. Ведь почему, собственно, «зеркалки»? Потому что зеркало внутри. Которое направляет свет через призму в видоискатель. И мы видим, так сказать, в реальном времени. И это здорово в целом. Однако есть ЭВИ — электронный видоискатель. Раньше технологии не позволяли за вменяемые деньги обеспечить достаточную производительность, поэтому в мыльницах и прежних камерах ЭВИ «подтормаживал», картинка на экране отставала от перемещений камеры. Но технологии развиваются. Теперь ЭВИ не тормозит. Как уже сказал, такие камеры видят матрицей. Т.е. на экране вы видите уже обработанный сигнал. Со всеми текущими параметрами, включая фильтры!
Focus_Peakin_Adobe_Photoshop-9a25503bdde5e108Плюс такие потрясающе удобные штуки, как фокус-пикинг — на изображении подсвечиваются контуры объектов, попадающих в резкость (ГРИП). Вы пробовали когда-нибудь попасть на открытой диафрагме на том же 85мм/1.8 в резкость? А на 50мм/1.4? Если да — вы поймете :) Для остальных объясню — надо обладать очень острым зрением, чтобы в обычный оптический видоискатель разглядеть, резкими ли получаются глаза у модели, особенно при съемке ростовых снимков и далее. С фокус-пикингом — нет проблем!
Теперь конкретно про Олимпус — все эти функции у него есть. Шикарный, большой ЭВИ без всяких тормозов, все фильтры и прочие эффекты в реальном времени. Плюс функция усиления сигнала в темноте! Т.е. при недостатке освещения в классическом видоискателе вы видите соответственно не очень. В ЭВИ — нет проблем! И обратный пример — на ярком солнце вы так же без проблем видите в ЭВИ!

Автофокус. Конкретно в моей камере — он контрастный, а не фазовый. Т.е. он весьма хорош, но фазовый (в любой зеркалке) быстрее. Однако мне хватает. Плюс если говорить про беззеркалки в целом — есть и камеры с фазовыми датчиками и даже гибридный автофокус — первоначальная резкость наводится с помощью фазовых датчиков, окончательная — контрастным методом.
457394-olympus-om-d-e-m5-mark-ii-sample-imageКстати. В этом еще один плюс любых беззеркалок — у них не бывает фронт или бэк-фокуса. Т.е. если вы видите на экране резкую картинку — она действительно будет резкой, т.к. вы видите уже обработанный сигнал с матрицы.

 

Что еще.. всякие фишки и плюшки. Про 40Мп режим я уже говорил. Ах да, одна из главных фишек Олимпуса — стабилизатор! Ооо, ребята, это такая штука! Пятиосевой стабилизатор с помощью сдвига матрицы. Не вдаваясь в технические подробности — смещение камеры в любом направлении компенсируется (в разумных пределах само собой) с помощью смещения матрицы внутри камеры. Почти как в известном видео про «куриный стабилизатор» :)
ID: 16795Что это дает — возможность снимать на весьма длинных выдержках с рук. Без штатива или другого упора. В том числе видео — это как-будто встроенный не очень дорогой стедикам! Примеры видео опять же есть на ютубе. Что до фотографий — можно делать резкие снимки с выдержкой в одну секунду, например. А на широком угле я своими глазами видел ночные пейзажи, снятые на выдержке в четыре секунды. С рук. Резкие. Не внушает? Попробуйте взять свою камеру, выставьте выдержку хотя бы в одну секунду и попробуйте снять хоть что-нибудь резкое с рук :)
И да — стабилизатор находится в камере. Это значит, что ЛЮБОЙ объектив, подключенный к камере, будет со стабом. К примеру, у камер Fujifilm стабилизатор внутри объективов, что прямым образом сказывается на их стоимости.

Влагозащищенность и минусовые температуры. Под водой снимать без спец-чехла не стоит, а вот под дождем — нет проблем! Правда, только с соответствующими объективами. Мой 12-40/2.8 как раз из таких.
vP5X6yHMb8EИ под дождем я уже снимал timelapse — минут 40 камера стояла на балконе 15го этажа, и ее поливал ливень. Кроме этого, производитель заявляет диапазон температур от -10°C, а не как обычно — от 0°C. Т.е. если уж обычными зеркалками люди снимают зимой (хоть и не положено по инструкции), то этим Olympus уж точно можно.

Да, timelapse. Оно же цейтраферная съемка. Очень люблю такие видео, но каждый раз качал головой, т.к. знаю, СКОЛЬКО кадров нужно для таких видео (очень просто посчитать — 30к/с умножаем на желаемое количество секунд). А ведь ресурс затвора не бесконечный.. На зеркалках. У беззеркалок есть «электронный затвор». Камера ничем не щелкает и вообще не издает никаких звуков. Зато снимать в этом режиме может с выдержкой аж в 1/16000 секунды! Скорострельность 11 к/с. Таймлапсы снимать милое дело. Кстати, в камере есть отдельная функция для этого. Даже итоговый ролик может сшить :)

Расскажу еще про одну фишку и буду закругляться. Режимы Live Composite и Live Time. Начнем с последнего. Вы наверняка или сами снимали или слышали про съемку ночных пейзажей, звездного неба и т.д. Как это вкратце делается — камера, штатив, несколько десятков секунд (или минут) ожидания, затем если включен шумодав в камере — еще столько же секунд ожидания и… либо хороший кадр, либо вы ошиблись с параметрами и пересветили или недосветили — переснимаем. Вот помимо этого классического режима (Bulb) есть у моего Олимпуса Live Time — все то же самое, но текущее состояние вы видите в реальном времени на экране! ДО окончания экспозиции. Свет «накапливается» прямо на ваших глазах. Достаточно осветилось? Ок, нажимаем кнопку, получаем кадр. Круто же?

Есть еще круче — режим Live Composite. Камера фиксирует текущую освещенность (минимальная выдержка 1/2с. плюс выставленная диафрагма и ISO), а затем в кадр добавляются только те области, освещенность которых превышает начальную.
Поясню на примере — съемка молний. Обычно как — длинная выдержка, ждем разряд. Периодически приходится прекращать съемку, т.к. в кадре есть фонари, окна и т.д. — они пересвечивают кадр. А в этом режиме вы ставите камеру на штатив, выставляете параметры (вы видите текущую картинку на экране!), нажимаете кнопку и.. идете пить чай. Раз в несколько минут можно поглядывать на экран. Был разряд? Вы его сразу увидите на экране. Готовую картинку! Не прекращая съемку!! Нравится? Нажимаем кнопку, сохраняем кадр. Хочется еще молний в кадр? Идем и дальше пьем чай! По мне это очень круто!
Молнии
А представьте, какие перспективы открываются в технике фризлайт! Порисовали, посмотрели, вернулись и дорисовали!
Вот видео с демонстрацией функции (на примере младшего брата — Olympus OM-D EM-10 Mark II). Смотрите с 08:56.

Кроме того — управление камерой по Wi-Fi с планшета или смартфона (поддерживаются и Apple и Android). Ну это уже практически скучно, т.к. есть почти у любой беззеркалки.

Подведем итоги.
Что потерял при переходе с Nikon D800 на Olympus OM-D EM-5 Mark II:

  • некий внешний «статус» профи — в массовом сознании это все еще должен быть БЧФ (большой черный фотоаппарат) с огромным объективом. Строго пофиг :)
  • возможность снимать с высоким разрешением любые сцены — не беда, 16Мп хватает для печати А3 легко, а больше мне не надо. Для статики есть 40Мп, которых хватит вообще для всего.
  • крутой никоновский автофокус — ну…может быть, может быть, хотя на практике — не страдаю. Промахи были и там и тут есть.
  • динамический диапазон — в некоторых специфических съемках вроде панорам в помещениях — да, этого немного не хватает. Решается за счет съемки с брекетингом.
  • удобство хвата — да, в стандартном виде Олимпус не очень удобно держать в сочетании с тяжелыми объективами вроде 12-40/2.8, но это решается так же, как на зеркалках — покупкой батарейной ручки
  • ..пожалуй это всё.

Что приобрел:

  • камеру, которую почти всегда беру с собой в силу ее малых размеров и веса — к этому очень быстро привыкается. Сейчас держать в руках что-то полнокадрово-зеркальное уже странно
  • ЭВИ со всеми его фишками — привык очень быстро, удобнейшая вещь!
    поворотный экранчик — вот удобная и полезная штука, что ни говори
  • потрясающий стабилизатор — об этом говорят ВСЕ. Это факт!
  • возможность использовать практически ЛЮБУЮ оптику — в интернет-магазинах есть переходники под все известные мне камеры плюс еще десяток неизвестных :)
  • обширнейший парк родной оптики — стандарт m4/3 существует с 2008 года, и оптику под него делают Olympus, Panasonic, Tamron, Sigma, Voigtländer, Samyang и еще пара компаний.
  • приятный внешний вид — ретро-стайл, все дела. Ну лялька, же? :)

239401_original

На этом всё. Если есть вопросы — пишите!
Поделитесь статьей с друзьями:

11 Comments on “Беззеркалка Olympus OM-D EM-5 Mark II. Личные впечатления и опыт использования.

  1. Спасибо за обзор!
    Тоже подумываю об этом Олимпусе ;)

    • Рад, что статья пригодилась. В качестве плюсика к раздумьям — где-то вот в конце ноября 2015 обещали прошивку обновленную со множеством вкусняшек. Например, фокус-стекинг, нейтральный профиль для видео (а ля s-log) и что-то там еще интересное.

  2. Главный минус этого прекрасного олимпуса вижу в его высокой стоимости , для меня это перечеркивает плюсы компактности и функциональности. Имею ввиду не стоимость олимпуса в сравнении с D800 , стоимости соразмерны , но разные зоны применения и разный результат. Я сравниваю стоимость олимпуса с кроп зеркалками и их объективами , а это в два с лишним раза.

  3. Тоже отказался от БЧФ (фотосумка с приблудами весила больше 5 кг.) и перешел на него. После съемки руки дрожали и болело тело. Купил светосильные фиксы и старинные киношные стекла. Теперь имею уникальную художественную картинку, улетное видео, крутой стаб и думаю что БЧФ нужен только под узкие задачи.

  4. Про температурные режимы, не знаю откуда информация про 0 градусов, но у D810 до -40 С.

    • Я не знаю, откуда у вас информация про -40°С, но официальный сайт производителя на странице спецификаций в самом конце http://imaging.nikon.com/lineup/dslr/d810/spec.htm
      Имеет следующий текст об этом:
      Temperature 0 to 40°C/32 to 104°F

      От 0°С до 40°С. Так говорит производитель. Всё, что говорят другие — на их совести.

  5. Спасибо Дмитрий за обзор и сравнение с зеркалкой. Сам хочу с CANON 5DMark2 перейти на ОМ-D. Пока страшновато из-за восприятия клиентов. Ибо человек с БЧФ выглядит для них интересней. Душа просит 1 Олимпуса, но бюджет говорит надо с 5 начинать.

  6. Перелопатила море статей, ваша — одна из доступных! Спасибо!!
    сама перехожу с Никона 700 на OM-D EM-5.
    Единственно, что не осветили, это влияние кропа 2 на грип: чтобы получить тот же f1.8 на Олимпусе, нужно объектив не больше f0,9…
    Как вы выходите из ситуации?

    • Рад, что пригодился труд.
      Насчет грип — да, все верно. При прочих равных для получения грип как у f1.8 на полном кадре, нам нужен объектив f0.9. И что-то такое даже уже делают, но стоить будет как чугунный мост. Выхожу из ситуации примерно так:
      вспоминаю, что на ГРИП у нас влияет три фактора (ну плюс размер матрицы) — фокусное расстояние, диафрагма, расстояние от камеры до модели и от модели до фона. Матрица у нас постоянная. Диафрагма (берем более-менее доступные объективы) порядка f2.8 или f1.8, то есть тоже неизменная (мы не можем открыться до f0.9). Значит остается фокусное расстояние и ноги. То есть берем длиннофокусную оптику (вроде Sigma 60/2.8 из бюджетных, или что-нибудь ощутимо подороже вроде M.Zuiko 45/1.8 или 75/1.8. Последний вообще бомба судя по отзывам) и подходим поближе к объекту съемки, заодно отдаляя подальше фон.
      Если это невозможно — либо меняем задумку, либо смиряемся с ограничениями. То есть чуда здесь нет, оптику/физику сложно обмануть. Нужно об этом думать заранее.

      То есть да, малую ГРИП на дваждыкропе получить ощутимо сложнее. Зато большую ГРИП — проще по той же причине. Что полезно, например, в макрофотографии.

      Как и всегда, нужно выбирать инструмент под задачу. Снимать негров в шахте при свете свечи — один инструмент, камера на каждый день с широкими возможностями, но и с какими-то ограничениями — другой.
      Совет — если все-таки перейдете на эту систему, то не забывайте при проявке в популярных редакторах-конверторах убирать на ноль ползунок резкости.

  7. Добрый день.!
    В фото я новичек!
    Вчера вечереом поехала снимать северное сияние, но со стандартным китовым объективом от олимпусам ом д10 у меня так и не вышло навести резкость на бесконечность. Можете подсказать как это сделать? пересмотрела все рекомендации….

    • Приветствую.
      Вы не указали, какой именно китовый объектив у вашей камеры («китовый» от слова kit — это означает, что он идет вместе с камерой при покупке. при этом сам объектив может быть любым). Предположу, что это M.ZUIKO 14-42/3.5-5.6
      Стандартный тёмный зум. Впрочем, это не суть важно. Если при фокусировке вручную (а именно так лучше фокусироваться в темноте) на объективе не видно расстояние фокусировки (что очень вероятно для этого объектива), то надо контролировать фокус глазами в видоискателе или на экране. К примеру, сфокусироваться на самом далеком контрастном объекте (огни города, линия горизонта и т.д. — что у вас там есть на местности) опять же в ручном режиме, а затем повернуть камеру в нужном направлении и сделать кадр.
      Так же у OM-D E-M10 должна быть функция фокус пикинга — подсвечивания границ резких объектов прямо на экране. Может помочь. Как включать — ищите в инструкции (Focus Peaking). Я себе настроил на отдельную кнопку.

      Если вы пытались сфокусироваться напрямую на полярном сиянии — вполне ожидаемо, что камера не смогла сфокусироваться в авторежиме. Фокус в этих камерах контрастный. То есть наводится на контрастные объекты. Северное сияние явно таковым не является :)
      Потренируйтесь дома или на улице в светлое время суток, чтобы понять, как все это работает. Успехов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *